Антитеррористическая безопасность

Организация антитеррористической защищенности в любом учреждении культуры представлена комплексом мероприятий, за которые отвечает лично руководитель учреждения культуры и его подчиненные Документация безопасности.

 

Рассмотрим основные компоненты этих мер, способы контроля исполнения требований безопасности, а также ответственность должностных лиц в случае нарушений. Антитеррористические документы Текущая и перспективная документация безопасности учреждения культуры должна содержать планы оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны с указанием объемов и источников финансирования. Современные системы видеонаблюдения, современные системы эвакуации требуют достаточно серьезных финансовых вложений, но это безопасность, на этом экономить нельзя.

 

Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов культуры.

 

Постановление от 11 февраля 2017 года №176. Утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий). Решения приняты в целях повышения уровня защищённости объектов (территорий) культуры от террористических актов.


Документ

 

Подготовлено Минкультуры России в целях реализации Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

 

Подписанным постановлением утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).

 

Требованиями устанавливается комплекс мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости комплексов технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельных зданий (строений и сооружений) и прилегающей к ним территории, правообладателями которых являются Минкультуры России, его территориальные органы и подведомственные организации, а также организации, работающие в сфере культуры.

 

К мерам по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры относятся вопросы инженерно-технической укреплённости этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением установленных требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

 

Решение принято в целях повышения уровня защищённости объектов (территорий) культуры от террористических актов.

 

 

Инструкция по организации антитеррористической безопасности учреждения



Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено два специальных документа. В первую очередь, всем нам знакомые требования антитеррористической безопасности мест массового пребывания людей, которые утверждены в 2015 году. Подробно об этом документе мы говорили на страницах журнала и справочника руководителя учреждения культуры, в февральском, мартовском и апрельских номерах. Но особое внимание сегодня мы хотели бы уделить новому документу, он утвержден постановлением Правительства РФ № 176 от 11.02.2017 года и речь в нем идет о требованиях к антитеррористической защищенности объектов культуры. Что же это за документ?

 

Новый документ содержат в себе следующие разделы:

  • перечень и формы оформляемых документов (позднее мы подробно рассмотрим, какие же документы мы должны оформить в нашем учреждении, и какие положены по закону);
  • меры, которые предпринимаются для обеспечения состояния безопасности;
  • общие требования к средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствами охраны;
  • правила информирования в том случае, если присутствует реальная угроза совершения теракта;
  • контрольные меры по выполнению предписаний защищенности.

Структура правил представлена на рисунке ниже

 

Антитеррористическая безопасность объектов: сравнение методик

Здесь и далее мы будем называть предыдущий документ Правительства о массовом пребывании людей «старой методикой», новые же требования конкретно сферы культуры мы будем называть «новой методикой».

Как вы помните, для того чтобы разграничить требования к антитеррористической защищенности, каждому из объектов присваивается свой категория, от наименьшей третьей категории к наивысший, 1-й категории.

В качестве основы для такого разделения выступает степень возможного ущерба и потенциальной угрозы, которая может возникнуть в случае совершения теракта.

В «старой методике» содержался всего лишь один критерий для определения «массовости» мероприятия, а именно – количество единовременно находящихся людей в здании.

 

На рисунке представлено сравнение методов определения категории здания.

 

До третьей категории считалось место массового пребывания людей с максимальным нахождением от 50 до 200 человек, затем следующая ступень, от 200 до 1000 человек, и первой категорией считалось место массового пребывания людей более 1000 человек.

В новой методике таких показателей три:

  • Прогнозируемое число пострадавших.
  • Предполагаемый материальный урон.
  • Среднее число попыток совершения терактов в течение последних 12 месяцев на территории всей страны.


Интересно, что все эти три показателя для новой методики конкретно указаны и есть четкое указание как их считать. Предполагаемый материальный урон мы можем посчитать по балансовой стоимости активов конкретной организации.
Из открытой статистики органов внутренних дел можно узнать о совершенных в стране терактах, а максимальное число пострадавших – по количеству мест, например, в театре. Для музеев и библиотек число посетителей считается по числу квадратных метров в помещении – один метр = 1 посетитель.
Антитеррористическая защищенность 2017 подразумевает применение новой методики отнесения объекта к той или иной категории. По старой методике созывалась межведомственная комиссия, которая обязательно выезжала на адрес учреждения культуры и принимала решение о присвоении категорий объекта.
В главе этой комиссии был, как правило, глава муниципального образования, либо руководитель региона, но, как правило, они делегировали свои полномочия своим заместителям, а в состав комиссии включались также представители территориальных органов МЧС, МВД, ФСБ, Росгвардии и т.д. Директор культурного учреждения принимал участие в этой работе с правом совещательного голоса.
Срок полномочий указанной межведомственной комиссии ранее был неограничен, и они переезжали, условно говоря, с одного места на другое место для дачи своего заключения, и в 10-дневный срок со дня обследования они были должны оформить итоговый акт и решить, в какой категории отнести учреждение.
По новой методике все немного иначе. Инициатором проведения обследования конкретного объекта, конкретного учреждения культуры должен выступать уже руководитель учреждения культуры.
Руководитель учреждения культуры должен издать приказ о созыве комиссии, в которую руководитель включает в первую очередь себя либо своего заместителя и является собственно председателем комиссии, в задачи которого входит организация работы и обследование объекта с целью присвоить ему категорию.
Руководитель учреждения культуры должен инициировать включение в состав комиссии представителей территориальных органов ФСБ России, Росгвардии и МВД. Как мы видим, представителя МЧС уже включать не требуется. Обязательно включаются работники учреждения, отвечающие за пожарную безопасность, за охрану, за инженерно-техническое оснащение и вы вправе привлечь неких экспертов, сотрудников организаций их специализирующих в сфере инженерно-технических средств охраны. Эта комиссия формируется один раз, и помимо акта обследования и категорирования объекта эта комиссия еще и разрабатывает новый документ, так называемый план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с указанием прогнозного размера необходимых расходов на срок до 2-х лет. Обращаю ваше внимание, что эту работу, то есть созыв комиссии и оформление нового акта категорирования нужно провести не позднее 31 мая 2017 года, указание об этом содержится прямо в требованиях, утвержденных в феврале 2017 года, конкретно в п. 7.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта 2017
Как только вы определились с категорией объекта по степени важности, повторим, таких категорий 3, необходимо оформить паспорт антитеррористической защищенности учреждения культуры. Паспорт безопасности - это информационно-справочный документ, обратим внимание, что у него гриф для служебного пользования, а это значит, что степень его информационной защищенности и доступ к нему третьих лиц достаточно ограничен, он должен отражать состояние защищенности объекта и содержать перечень необходимых мероприятий по предупреждению терактов.

Паспорт безопасности оформляется индивидуально, безусловно, каждые учреждения находятся в разных условиях, у каждого здания свои архитектурные особенности, свое расположение на местности, кто-то находится в плотной городской застройке, кто-то находится рядом с лесополосой или с каким-то водным объектом, у всех разные инженерные сети, у всех разные коммуникации. Поэтому это паспорт безопасности должен отображать конкретное местоположение.

Однако, методика оформления его, опять-таки, изменена, что отражено на рисунке ниже.Сравнительная таблица На рисунке вы видите сравнительную таблицу по «старой методике», учреждение культуры должно было утвердить 6 экземпляров и направить их в орган исполнительной власти субъекта федерации, в администрацию муниципального образования, должны были направить их в печатном виде в территориальный орган ФСБ России, МВД России, Росгвардию, МЧС, а 6-й хранить у себя.

По новой методике мы разрабатываем и подписываем исключительно 2 экземпляра, один храним у себя, а второй направляем своему учредителю Министерству культуры, управлению культуры, а в органы ФСБ и МВД мы направляем лишь копию, причем допускается направление этой копии в электронном виде. Изменена форма, изменен порядок согласования. По новой методике согласование требуется только с территориальными органами ФСБ России, МВД и Росгвардии. Таким образом, МЧС России опять исключен из этого списка, их согласование не требуется. Утверждается безопасности руководителем учреждения культуры. Напомню, ранее он утверждался главой муниципального образования. Форма паспорта безопасности утверждена постановлением правительства России от 11-го февраля 2017 года.

 

Разработать этот паспорт мы должны в течение 30 дней с момента окончания работы межведомственной комиссии. С того момента, как вами составлен и подписан акт обследования и присвоения конкретной категории мы приступаем к оформлению паспорта безопасности. Форма новая, но смысл документа и его дух повторяет паспорт безопасности по старой форме. Но, тем не менее, есть дополнительные, графы, дополнительные сведения, которые мы должны внести, поэтому необходимо изучить постановление Правительства, изучить новую форму паспорта безопасности. Форма паспорта безопасности Актуализация паспорта безопасности по плану должна происходить один раз в 3 года, но в случаях изменения предназначения нашего объекта, в случае изменения его общей площади, может быть, капитального ремонта, может быть реконструкции, в случае изменений тех средств и тех сил, которые вы привлекаете для инженерно-технической защиты объекта и антитеррористической защищенности объекта в целом.

Например, вы сменили частное охранное предприятие, которое обеспечивает ваш контрольно-пропускной режим. В таком случае паспорт безопасности нужно актуализировать внепланово, либо оформить дополнения к этому паспорту безопасности, либо заново пройти всю процедуру согласования.

 


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ